б.

bogdanovka_com


мастерская б. | bogdanovka.com


Previous Entry Share Next Entry
Про понимание клиентом дизайнера и в обратку…
б.
bogdanovka_com
Иван Богданов

Скайпишка №5
Ermek – Иван Богданов / 9 апреля 2011
Иван Богданов: А клиентам нужно другие вещи про дизайнеров объяснять.
Если клиент хочет качественную работу:
- во-первых, ему стоит потрудиться подыскать грамотного дизайнера/студию,
- во-вторых, во время работы над его проектом ему НЕ стоит обижать грамотного дизайнера (ибо обиженный дизайнер теряет интерес к работе и делает её наотъебись. А наотъебись — это уже не хорошо.).

Ermek: ))))))))))
Да да да 
Есть такое )))))))))))))))))
НЕ обидеть дизайнера )))))
Иван Богданов: Клиенту нужно учиться общаться с дизайнером.
Понятно, что дизайнер может что-то не так понять и сделать не так.
Но объяснять ему (как и ребёнку) нужно так, чтобы он захотел понять правильно и исправить упущения. А не так, чтобы у него на языке сидело: «Идите на хуй, пидоры!»

Ermek: :D

Иван Богданов: Ну, реальный случай вот был у знакомых.
Работали с Лондоном.
А лондонские дизы они вообще натуры чувствительные — они ж привыкли к цивилизованному, уважительному  общению. Они ж сразу писаются и какаются, когда на них по-русски орёшь...
Их блядь перекашивает к хуям.
Они потом в себя долго приходят.
Ermek: )))))
Чувствительные )))
Иван Богданов: Так вот.
Прислали лондонцы нашим результат работ.
Наши созвали совещание.
Обсудили.
И дали задание некоему Васе (помощнику ТОПа) — всё «обсуждённое» сформулировать в письменном виде и отправить в Лондон все замечания.
Он и сформулировал. И отправил.

Ermek: ну ну

Иван Богданов: Потом все удивлялись долго — чего это лондонцы так бычатся недели две кряду уже...
Как подменили их!
Стали выяснять...
Оказалось: этот Вася никому им написанное письмо из наших не показывал (ну, ему дали задание написать и отослать, он написал и отослал)...
А самое главное,  Вася этот — болельщик то ли Спартака, то ли Динамо — ярый…

Ermek: Угу.

Иван Богданов:  …и посему письмо его начиналось примерно такими словами: «Значит так, блядь! Всё переделать к хуям!» — и дальше в таком же настоятельно-русском-болельщическо-адреналиновом тоне.
Ну, лондонцы там и прихуели.
Ermek: Пиздееец!

Иван Богданов:  Потом наши разруливали — извинялись, лондонцев в себя приводили… 

Ermek: Ну ещё бы :)

Иван Богданов: Вот это всё — к вопросу, что умение или неумение общаться — главная причина успеха или неуспеха в современном обществе!
И клиентам этому нужно учиться равно, как и дизайнерам.
Чтобы понимать и быть понятыми.

Ermek: Да, понимаю.

Иван Богданов: Клиент же зачастую думает, вот он нанял диза — и избавился от проблем.
А на самом деле он заполучил себе геморроя сверх обычного (если не умеет с дизами работать).

Ermek: Есть такое )))))))))
Кстати, Иван, а вот есть ещё такая хрень...
Когда вот клиент, да... Ну вот у него там баблища много. У него фирма (например … ну торгует он одеждой). Всё охуено у него.
И вот он к дизайнеру обращается. Типа: мне нужны листовки, всё такое…
И вот идёт работа...
И иногда мне кажется, что клиент, перепродав уже тонны одежды, — автоматически смотрит с той же колокольни и на создание листовки (хотя, именно в этом он — мало смыслит; это ж я (а не он) столько же лет, сколько он одеждой торгует, листовки делаю). И он всерьёз считает, что и листовки (или там буклет и т.п.) нужно так же лабать, как и одеждой барыжить (или там он, например,  пирожками всю жизнь торговал).
: ))))
И ему вот покажешь тупо красный шрифт и Ариалом напишешь — и для него это уже зашибись. 
Ну, конечно, и эстеты-клиенты случаются. Хотя, редко.

Я вот к чему всё это? 
Что у него жизнь по-другому устроена как бы. Образ жизни и всё такое…
И вот он лезет со своей позицией в дизайн...
Хотя… его тоже можно понять…

Иван Богданов: Да, в наш монастырь со своим уставом — едва ли не каждый первый норовит влезть. 

Ermek: )))))
Да, так и есть.

Иван Богданов: И «получает такой клиент ту рекламу, которую он заслуживает» / Огилви (с)
Ибо у клиента может быть «образование высшее, а соображение среднее»... / Райкин (с)
И приехали!

Ermek: ))))))))

Иван Богданов: То есть он просто НЕ в состоянии осознать вещи, которые вне его опыта и не входят в его модель мира.

Ermek: Ну да. Я же не знаю про пирожки: как их печь, как ими торговать…

Иван Богданов: Дальше, если человек (клиент) адекватный. То он может это знать про себя и не выебываться. «Я знаю, что ничего не знаю» / Сократ (с)
Ermek: )))

Иван Богданов: ... и он находит грамотного дизайнера, которому доверяется, полагаясь на его профессионализм. И получает в итоге работу — превосходящую его понимание, однако исполненную мастерски и ему полезную (усиление бренда, увеличение прибыли).

Ermek: Ага.
Я вот зубы лечить иду. Я никогда не лезу в то, что там врач ковыряет мне. Я пришёл, мне починили зубы, и я ушёл довольный.
Я даже не знаю, как эта хрень называется, которой зубы сверлят…

Иван Богданов: И тут ключевое — КАК в сознании клиента формируется убеждение, что данный дизайнер — грамотен и помогает ему, а не вредит.
То есть, что этого дизайнера НЕ надо поучать. С ним можно советоваться, совместно обсуждать поиск решений, и — совместно добиваться превосходных результатов.

Ermek: Угу.

Иван Богданов: Потому что и диз, бывает, тупит (устал, к примеру) или не обладает искомым знанием специфики рынка (которое имеет клиент).
Крепкая, успешная работа — это всегда партнерский проект: дизайнера и клиента.

Иван Богданов: Ну, про зубного понятно.
Тут очевидно, что ты НЕ умеешь лечить зубы (тем паче — себе).
А с дизайном и рекламой — НЕочевидно.
У нас же каждый — сам себе и дизайнер, и маркетер, и специалист по рекламе…
И швец, и жнец… — и всему пиздец!

Ermek: :D :D :D

Иван Богданов: …он же блядь лучше всех всё знает, сука настырная!

Ermek: Да. Это точно. Блядь.
))))))))))))))))))))

Иван Богданов: Я такие поползновения в отношении меня сразу пресекаю: «Раз вы такие молодцы-удальцы и всё знаете — вперёд! — сами всё себе придумывайте и рисуйте! 
Меня-то нахуй позвали?»

Ermek:  ))))))))))))))))))))

Иван Богданов:  «М-м-м...  э-э-э...  ну-у-у…  мы не умеем... мы же не дизайнеры...»
Вот, говорю, блядь, тогда и не выебывайтесь!
Ну, это я образно уже.

Ermek: Угу

Иван Богданов: Вы же, блядь, с миноискателем мины искать не ходите!
Вы же не минеры, блядь!

Ermek: :D :D :D 
Точно! 

Иван Богданов: В общем, как не изъёбывайся, а всё в общение упирается.

Ermek: Да уж.

Иван Богданов: Дизайнеру первоочередно важно (!) — сформировать (у клиента) в отношении себя ощущение, что он — a) профи, b) адекватный человек.
Тогда всё спорится.
Для этого, конечно, нужно обладать (или натренировать) некими зананиями психологии и умением распознавать психотип клиента.

Ermek: Да, да.

Иван Богданов: Ещё давно, когда я работал в журнале, был у нас клиент один. Он всему городу моз ебал — всегда сам утверждал макеты и по тридцать раз переделывали их ему.

Ermek: Ну, ну…

Иван Богданов: И это при том, что человек он занятой (у него автохолдинг — несколько брендовых автосалонов), а само-утверждение с многократными переделками жрёт до хера времени. Но он был убеждён, что никто лучше него ничего не понимает и не сделает…

Ermek: :D

Иван Богданов: …и он реально боялся упустить контроль. То есть его основным движущим мотивом был — КОНТРОЛЬ.

Ermek: Да. Я тебя понял.

Иван Богданов: Один из менеджеров нашего журнала продал ему какое-то шикарное рекламное место.
Ну, и меня как арт-директора призвали сделать ему охуенный макет :)
Потому что понимали — рядовой дизайнер не справится — он его к хуям замучает, высосет ему мозг через трубочку…

Ermek: ))))

Иван Богданов: А я уже знал, как этот клиент утверждает макеты.
Вот что я сделал.

Ermek: Ага. Интересно.

Иван Богданов: Тогда я, конечно, это интуитивно как-то сделал — чутье подсказало (это сейчас уже я могу осознанно объяснить механику этого успеха).
Я нарыл макеты клиента (какие нашёл), которые уже публиковались в разных изданиях города.
Собрал в папку. И поехал к нему.
Созвонились, конечно, прежде. 
Он: А нахуй приезжать? Никогда никто не ездил. Рисовали-утверждали-переделывали.

Ermek: Жёстко.

Иван Богданов: Я: Обязательно нужно встретиться, чтобы я точно понял — чего вы хотите. И тогда хороший макет будет сделан быстро — вы съэкономите время. Вы же человек занятой. Вам лучше это время на бизнес употребить, чем потом тридцать раз по десять минут на утверждение тратить.
А 30 раз по 10 минут — это 5 часов! Почти рабочий день.

Ну, он согласился.

Ermek: Круто. Грамотно.

Иван Богданов: Это был первый выигрыш — он увидел другое отношение к нему.
Не то, что кому-то важно с него деньги стрясти и макет какой-никакой хуйнуть в журнал…
А что ему хотят сделать реально хороший макет.

Ermek: Да. Да. Да.
Кстати, это очень важно.

Иван Богданов: Встретились мы в офисе у него.
Офис у него крутой был — я тогда мало в офисах был где —  аж прихуел .
Сели обсуждать (30 минут у нас было по договорённости на всё).
Я стал расспрашивать, что и зачем?..
Достал подборку его макетов, задавал вопросы — где ему что нравилось, что нет, почему?..
Что ему нужно сейчас для развития бизнеса?..
И т.д.

Ermek: Угу.

Иван Богданов: В общем, проговорили мы в итоге часа полтора где-то.

Ermek: )))

Иван Богданов: Он оживился — отправлял ждать всех, кто к нему ломился.
И вот я, во-первых, выяснил — ЧТО ему действительно нужно в контексте бизнеса; во-вторых, на что он как человек реагирует (что запретно, что приятно);

Ermek: Угу. Супер!

Иван Богданов: …и в-третьих, я у него сформировал ощущение в отношении меня — что меня НЕ нужно контролировать, что я прозорливый, вдумчивый, вменяемый и могу работать без контроля с его стороны.
Ну, а чтобы он не утрачивал ощущения контроля (столь важное для него), я предложил сначала показать ему эскизы макетов — чтобы удостовериться, так ли я его понял; получить фидбек; и уже затем сделать финальную версию макетов.

Ermek: Угу.

Иван Богданов: Поехал я работать...
Через сколько-то дней принёс ему три макета (с пояснениями — где какие коммуникационные акценты сделаны)
Макеты были готовы. Полностью.
Но, назвал я их «эскизами».
(!)

Так он в ответ: Каждый бы такие эскизы делал!
Ничего, говорит, менять не надо!
В журнал идёт вот этот макет (ткнул пальцем), а остальные два я у вас хочу выкупить — размещу в других изданиях.

Ermek: Круто блин!
Молодец, Иван!

Иван Богданов: И после этого он стал моим персональным клиентом ;)

Ermek: ((flex))

Иван Богданов: Так что всё зависит от общения. От умения общаться и думать.
И только потом — от умения делать.

Ermek: Да. Я тебя понял.

Иван Богданов: А если б я с ним стал работать так же, как и все в городе работали, — представь, сколько он мне мозга бы съел за этот макет!!!

Ermek: Да это пиздец!

Иван Богданов: Клиента нужно изначально уважать/любить.
Чтобы суметь его понять и ему помочь.

Ermek: Да, важно слышать клиента и вникать в его бизнес.

Иван Богданов: Ведь зачастую дизайнеры не видят за клиентом человека. Смотрят на него как на источник бабла и только. Заранее подозревают его в том, что он мудак.
Так очень сложно «слона продавать».

Априори каждого стоит как минимум — уважать, как максимум — любить.
Дальше, уже в процессе, будет ясно — к кому сохранить такое отношение, а кого послать на хер или (фигурально) отпиздить для приведения в чувства…

Предвзятость служит дурную службу — мы же живые все люди, наше бессознательное ощущает, как к нам кто относится.
Когда тебя кто-то ментально пиздит — ты это чувствуешь. Может быть, объяснить, расшифровать это ощущение на сознательном уровне не можешь — но интуитивно ощущаешь — и отвечаешь тем же.

Все мы прежде всего и в конце концов — люди.
Не дизайнеры, не клиенты, не дети, не родители...
По-людски надобно.

Ermek: Слушай, Иван. А если клиент говорит: Ну, вот я не знаю, какой я хочу лого... в виде герба или просто шрифт… Вот вы мне и покажите. Я посмотрю и тогда пойму.
И что тогда?

Иван Богданов: Вот когда он не знает — для этого и нужны примеры на этапе брифования (как у меня в брифе вставлены). Чтобы определиться со стилистикой.
Выбранная стилистика указывается в ТЗ. И ты работаешь в её координатах.

Ermek: Иван, охуеный бриф ты выслал!.. Он мне нравиться пиздец как!

Иван Богданов: ;)
Сейчас всё ещё клиент редко знает точно, что ему нужно (хотя и должен).
Но вот как минимум направление — куда бежать — он обязан сформулировать.
Тогда забег не напрасный.
И для него, и для диза.
Иначе всё это вырождается в «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Ermek: Просто, знаешь , я представлял у себя это в голове. Но чтобы вот так разжевать в письменном виде и с визуальными примерами, — я такого никогда не делал.

Иван Богданов: Важно «снять» с клиента «показания» — какое ощущение логотипа должен вызывать у потребителя. А затем совместно определить — какие атрибуты (характер графики, цвета, композиция...) это ощущение формируют.
Клиент же мыслит ощущениями.
Как и все люди.

Ermek: Да. Да.

Иван Богданов: Дизайнер — это инженер впечатлений.
Мы НЕ рисуем картинки, мы строим ощущения, впечатления.
И если ты верно считал искомое ощущение клиента — тебе легко сделать ему «хорошо» и легко это утвердить.

Ermek: Да, это важно.
Ощущать.

Иван Богданов: А то часто так: он тебе, например, говорит — мне нужно солидно, по-европейски…
Ты это понимаешь как — европейский минимализм…
А он под этим, оказывается, подразумевал — крепкие буквы и никаких картинок…

Ermek: Во-во!

Иван Богданов: И вот если вы оба не «сверили понятия» и не разобрались — что значит для вас обоих «солидно» и «по-европейски» — то ты рисуешь одно, а он ждёт другого.
Хотя формально — вы как бы договорились.
А потом ты оказываешься пидарасом, а он мудаком.

Ermek: )))))))

Иван Богданов: ((sun))
Поэтому бойся, Ермек (как чёрт — ладана), размытых описаний и общих фраз, в которых ты не можешь ухватить сути.
Всегда добивайся конкретики!

Ermek: Блядь!
Мне бриф нужен, Иван.
: ))))

Иван Богданов: Бери этот.

Ermek: Что-то… как-то… это...  это ж твой!

Иван Богданов: И хуле?

Ermek: )))))))

Иван Богданов: Теперь и твой.
Я уже давно клиентов вживую брифую в основном. По ходу корректируя вопросы.

Ermek: Ну спасибо!
У тебя вот этот бриф — он вообще очень широк.
Особенно меня порадовал расклад логотипов по типам!

Иван Богданов: Ну, это не единственно-возможный расклад — могут быть разные классификации. 
Это ж от «классифицирующего» зависит во многом.

Ermek: Даже вот такие простые вопросы: «Приведите примеры логотипы и стили других брендов, которые вы считаете неудачными с точки зрения создания желаемого образа бренда и объясните почему?»

Иван Богданов: Ага.
Самое главное тут — получить объяснение «почему?».
Так ты поймёшь логику и систему ощущений клиента.

Ermek: Да уж. Точно!
Круто!

У меня, кажись, уже прошёл персональный мастер-класс с тобой за последние три дня )))

Вот именно психология общения и понимание клиента — супер важны!

Иван Богданов: ((flex))

Ermek: Ещё раз спасибо!

Иван Богданов: ((sun))



Продолжение скоро…


  • 1
отличный,кстати, бриф, только им и пользуюсь, спасибо)

А где его можно посмотреть?

Звучит как диалог 2х совдеповских старперов, но, тем не менее все по сути.

Не стоит клиента сразу считать мудаком © + Не работайте с мудаками. + Мудак? Может быть вы просто не можете найти правильный подход? )
— Как то так.

И да, про зуболечебницу, штоматолог, учится 6 вро де бы лет, хотя не вру, 4 года, 6 — медики. Хотел было сказать как дизайнер, ан нет. Но, оный будущий специалист сдает экзамен, гос комиисии, по предмету, который уже десятки лет отлажен, практически от и до, стандарты, технологии, все дела. И будущий дизайнер, сдает диплом за частую, хуй проссы как, и ладно бы еще и его собственный, ан нет (на потоке много такого было, очень много).
Суть в том, что, стандарты, специальности по сути отсутствуют. Учат теории, но в глобальном отрыве от практики.
Я искренне надеюсь что сейчас ситуация поменялась, но в 2004+ году оно было так.


Увы, всё ещё не поменялась.

где бриф посмотреть?

Ай, заебись! Спасибо

даже не знаю что приятнее -- работа с клиентом или рисование очередного "шедевра"

особый кайф, когда клиент в результате счастлив и светится)

мне очень понравилась формулировка "инженер впечатлений")

  • 1
?

Log in